Название формы
Сообщение
успешно отправлено
Наш менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Благодарим, что Вы выбрали нас!
Расположение
Суздаль
г. Суздаль, ул. Ленина, д. 90
Бутик-отель
+7 (49231) 2 51 71 Заказать звонокЗаказать обратный звонокПосетитель просит перезвонить ему.
Администратор
+7 (901) 141 17 11«Центр европейской России не раз подвергался мощному наступлению ледников с севера. Последнее из них закончилось сравнительно недавно:20-40 тысяч лет назад, оно получило название Днепровского оледенения. Суздальское ополье представляет собой «останец палеопойменного ландшафта последнепровской ледниковой эпохи», явление исключительное, даже уникальное и заслуживает статуса Всероссийского почвенного заповедника.
В общей классификации почв земного шара генетический тип почв – ополиц и ополица входят в генетически переходный класс, являясь по своему генезису и географии северными гомологами (аналогами) смониц Балканского полуострова, грумозолей Америки, тирсов Морокко, регуров Индии и дугих форм палеогидроморфного происхождения. Иными словами, темноцветные плодородные почвы ополий образовались путем длительного воздействия грунтовых вод на верхний гумосовый слой земли. Почвенно-грунтовые воды - умеренно жесткие, щелочная реакция в них обуславливается большим содержанием бикорбаната кальция, являются - карбонатными. Интересный факт - химический состав вод ополья оказывает существенное влияние на разрушение белокаменных памятников.
Суздальский летописец середины XVIII века Анания Федоров, ключарь кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и автор монументального "Исторического собрания о граде Суждале" в своих трудах упоминает о существовании древней народной повести - «предания глубокой старины», в которой указывается на время основания города: «В лето 4902 по всемирном потопе (в год 606 до Р.Х.), и по размышлении, от столпотворения людей, произошедшие от племени Афетова, сына праведного праотца Ноя, три брата Великие Князья имени: Сан, Авесхасам, и премудрый Асан пришли во страны Российские. Два из них обосновались близ Варяжского моря, где устроили города, в том числе и Великий Новгород; третий же их брат, отошел от них далече в дикие леса и в топяные места и избрал место, на котором и заложил град, по великому своему суждению дав ему имя Суждаль».
К середине I тысячелетия до н. э (железный век) относятся первые находки археологов, свидетельствующие о земледелие на территории Северо-Восточной Руси. К этому времени Суздальские земли были заселены угро-финскими племенами, которые вели полукочевой образ жизни и занимались охотой, звериной ловлей, рыболовством. Их ранние поселения относятся к VI-IV вв., до н.э., а наиболее поздние - к VI в н.э., полагают, что угро-финские племена уже были перемещены с западными славянскими.
При раскопках поселений (городищ) найдены железные серпы, жернова, ножи, топоры и другие вещи. Находки этих предметов свидетельствуют о том, что угро-фины во 2 – й половине 1 тысячелетия нашей эры уже имели развитое земледелие. В близи Суздаля на берегу Нерли (1953) было открыто поселение, относящееся ко временам языческой Руси (Якиманское городище). Находки в нем говорят о том, что в середине 1 тысячелетия племена в ополье уже занимались плужным земледелием. До этого обработка земли велась здесь заступом (лопатой), топором, мотыгой. Переход с грядкового земледелия на плужное был осуществлен под влиянием западных славян, перемешавшихся с племенами мери, весь и мурома.
Исторически известным город становится с 990 года, когда святой равноапостольный князь Владимир (Ясно Солнышко) крестил Северо-Восточную Русь, как свидетельствуют летописи место языческих капищ заменили христианские храмы (Князь Владимир до принятия христианства известен как «великий распутник», после - праведник). К этому времени Ростово – Суздальская область административно входила в Киевское государство и была данницей последнего. Киевские князья посылали сюда своих дружинников собирать дань, состоявшую из звериных кож, а также чинить суд и расправу. В 992 году во второй приезд в Суздальский край князь заложил на Клязьме город Владимир-Залесский, который долгое время был провинцией Суздаля, сохранились упоминания о Суздале и в Нижегородском кодексе, в так называемых «скрытых текстах» говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…».
Летописей того времени сохранилось очень мало, но еще одно сохраненное упоминание о Суздале мы находим у летописца Нестора и других сохраненных источниках того времени которые рассказывают о восстании смердов, в 1024 году в Суздале свирепствовал жестокий голод, мужья отдавали в рабство жен для своего прокормления. Волхвы, пользуясь смятением городских жителей и хвалясь откровением свыше, уверяли, что они знают тайную причину голода, и обвиняли в чародействе некоторых старых женщин. От этого происходили большие беспорядки простой народ с яростью бегал по улицам, мучил и убивал несчастных, обвиняемых волхвами. Сам Ярослав явился в Суздаль, наказал виновных в беспорядках, одних смертью, других высылкой и объявил народу, что не волшебники, но Бог карает людей голодом за их грехи. Вскоре из обильной земли Волжских болгар привезено было множества хлеба – и голод прекратился.
Князья Ярослав, Всеволод, Мономах заботились об этой области, но сами редко бывали в ней, для управления посылали наместников. Положение Суздальской земли изменилось, когда Владимир Мономах незадолго до своей кончины (1125) отдал ее в удел, своему сыну Юрию Долгорукому. Юрий Долгорукий устроил свою резиденцию в местечке Кидекши отсюда начал домогаться великокняжеского престола и это ему удалось, но о Суздале он не переставал заботиться, уничтожал следы языческой веры, украшал православными храмами, поощрял торговлю Суздальцев с Волжскими болгарами, своим происхождением ему обязана и Москва – первоначально глухой провинциальный городок Суздальской земли. Из Суздаля распространял Владимир христианскую веру из него же Юрий – просвещение. При этом правителе Суздальская земля сделалась независимым княжеством, а при его сыне Андрее Боголюбском подчинила Киев, то есть стала великокняжеской областью.
До середины XII в. в Суздале преобладающим было финское население. Спонтанная колонизация этого края первоначально шла преимущественно с северо-запада, из Новгородской земли, к которой принадлежал это край при первых русских князьях, а в период запущеннее южной Руси и во времена правления князей Юрия и Андрея cо второй половины XII века стали обнаруживаться признаки усиленного прилива русских поселенцев в финский край – Суздаль с юго-запада и Приднестровья, в краю начинается большая строительная работа. Наши князья предоставляли значительные льготы таким переселенцем (ссуды) и присваивали статус вольного землевладельца. Переселение было не только добровольное, но и насильственное, переселялись пленные болгары, мордва, венгры. Так ранее территория, на которой будет построена этнографическая деревня находились овраги Мжары по бывшей одноименной речке, как полагают, по древнему имени венгров -маджар, мальяр, трансформировавшегося в мжары.
Главнейшим из этнографических следствий этих событий стало образование новой ветви в составе русской народности – великорусского племени, великорусского народа.
Cливаясь с финами, славяне неизбежно заимствовали часть их быта, а фины со своими антропологическими и этнографическими особенностями, языком, обычаями и верованиями, входили в состав русской народности. Тем самым в русскую среду проникло не мало физических и нравственных особенностей, заимствованных у финов, из этой смеси сложилось великорусское племя. В XI в., в летописях есть сведения об упорном сопротивлении переселенцев христианским проповедникам, а местные племена начали усваивать языческие верования русских славян. В.О.Ключевский в своих лекциях писал: «Вообще говоря, встреча русских переселенцев с финскими туземцами имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях нет воспоминаний о какой-либо борьбе. Сам характер финов содействовал такому мирному сближению обеих сторон. Фины при первом своем появлении в европейской историографии отмечены были одной характерной чертой - миролюбием, даже робостью, забитостью. Тоже впечатление мирного и уступчивого племени фины произвели и на русских. Древнейшая Русь объединила все мелкие финские племена под названием – чудь. Русские сразу почувствовали свое превосходство. И сами славяне не вызывали угро-финские племена на борьбу. Они в большинстве своем принадлежали к мирному сельскому населению. Мирный характер колонизации, распространение православия, вольный статус землевладельца способствовали быстрой ассимиляции коренного угро-финского населения и к XIII веку теряются навсегда.
Славяне, заселяя Суздальские земли, принесли с собой не только пахотные орудия, но и культурные растения, которые прижились в суздальском ополье, но некоторые из них сейчас забыты. Читая житие Феодосия Печерского (отец русской истории), читаю, что в XI столетии самым потребительным растением была рожь, более редкой культурой была – пшеница (чистый хлеб). Следующим хлебным растением на Руси в XI столетии слыла конопля, из которого изготавливалось сочиво (сок из семян и масло) все это было лакомой приправой. Далее встречаем мак и лен. Мак употребляли в пищу, как приправу, из льна делали масло, из самого растения делали нитки и ткали холст. Просо, пшено, овес, горох, полба, ячмень, хмель, гречу тоже выращивали в эти века. Из орудий того времени пишут летописцы употреблялась соха, т. к плугу был слишком тяжел (первые упоминания о сохе в этом крае датируется 14 веком), поэтому вполне возможно, что первоначальным было рало. В распоряжении славян была и коса, соха и рогалье (вилы).
Изначально западные славяне жили первобытными родовыми союзами. Черты такого быта скудно описываются в византийских известиях о славянах. По этим данным славяне управлялись племенными князьками и родовыми старейшинами, и имели обычай собираться вместе для обсуждения дел. В дальнейшем славяне начали расселяться по русской равнине, делясь на племена (источник - «Древняя повесть о начале русской земли»). В эпоху расселения родовые союзы остались господствующей формой быта, которая крепко держалась пока родичи жили вместе. Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на неразделенности родового имущества. Родовой культ, почитание предков скрепляло обе эти опоры. Западные славяне расселялись по русской равнине разбросанными дворами, на такой порядок расселения указывает византийский писатель VI века Прокопий, говоря, что славяне жили в плохих разбросанных хижинах и часто переселялись. Власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве. Место родовладыки в каждом дворе должен был занять домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В тоже время характер лесного и земледельческого хозяйства разрушал мысль о неразделенности родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам усилиями отдельных дворов, поле расчищалось трудом отдельных семейств, такие участки получали значение частного семейного имущества. Этому способствовали принесенные ими с собой орудия труда –железные топоры, пахотные орудия с железными зубьями и ральниками. В VI веке у славян уже использовалась лошадь в качестве основной тяговой силы. Родичи могли помнить свое кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания, но в области практических житейских отношений права связь разрывалась. Разрушение родовых союзов, распадения их на дворы и сложные семьи оставило след и на современный устрой. В дальнейшем появились сельские общины, т.е объединения патриархальных семей в одном селении. Земля составляла коллективную собственность, а каждой семье выделялись чересполосные наделы в соответствии с ее размером и потребностями. Дома, же хозяйственные постройки, орудия труда и скот были собственностью отдельных семей. Эти крестьянские объединения просуществовали в плоть до нала XX века.
В сохраненных скудных сведениях о славян мы находим сведения о двух направлениях верования. Один из этих верований можно признать остатками почитания живой природы. В русских памятниках остались следы поклонения небу под именем Сварог, солнцу по имени Дажбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам, и явлениям природы. Уже в IV веке по свидетельству Прокопия, славяне признавали повелителем вселенной одного Бога громовержца Перуна, по нашей начальной летописи Перун являлся главным божеством русских славян. Общественное богослужение еще не установилось и даже в последние времена язычества видим слабые его зачатки. Храмов не было, на открытых местах ставились изображения богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, т.е жертвы даже человеческие. Большее развитие получил другой ряд верований – культ предков. В старинных памятниках славяне почитали охранителя родичей, род с роженицами, т.е дед с бабушками – т.к у славян господствовало многоженство. Обоготвори -тельный предок чествовался под именем чура, в церковно – славянской форме щура, эта форма уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда – родоначальника, как охранителя родичей, сохранилось в заклинании чур меня, храни меня дед. Но в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, хранитель рода, является еще под именем дедушки домового, т.е хранителя не целого рода, а отдельного двора. Таким образом, не колебля народных верований и преданий, связанных с первобытным родовым союзом, расселение должно было разрушить юридическую связь рода, заменяя родство соседством. Это юридическое разрушение родового союза делало возможным взаимное сближение родов, по средствам брака. Наша древняя летопись описывает языческий быт племен, она говорит об игрищах между селами, т.е о религиозных празднествах ,на которых жители сел похищали «умыкали» себе жену .Эти села –родственные поселки ,разросшиеся из отдельных дворов. На играх между селами похищали невест из чужих сел, т.е родов, которые не уступали их добровольно при недостатках невест вследствие господствующего тогда многоженства. Вражда между родами вызывавшаяся «умычкою» чужеродных невест, устранялась выкупом невесты у ее родственников. С течением времени это действо превращалось в продажу невесты жениху ее родственниками по взаимному соглашению, без умычки, хождения жениха по невесту, которая заменилась обрядом приводом невесты к жениху, поэтому законная жена в языческой Руси называлась «водимою». Родственники жениха и невесты становились свояками, своими людьми. Значит брачный союз в языческие времена роднил чужие друг другу рода.
Культурным памятником этому времени служил простонародный календарь, основанный на приметах, отразивших все значимые явления природы. На первый взгляд он кажется примитивным, неполным, местами противоречивым, но народ считался с ним и поступал так, как подсказала когда-то народная наблюдательность. Впрочем, некоторые из этих примет у нас в крови уже с молоком матери, и мы считаем их как бы само собой разумеющимися, не помня, или не хотя знать, кто автор этого наблюдения.
Номерной фондО Суздале